Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры


ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол.

Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

Игровые куклы

К ним относят кукол, которыми непосредственно играли дети на Руси.

«Перевертыш»

1

Кукла «Перевёртыш» - это особая народная кукла. В народе её ещё называют «Девка-баба», «Вертушка», «Девушка - Женщина». Про неё можно сказать, что это кукла кукол, потому что она содержит в себе сразу две куклы: у неё две головы, четыре руки и две сшитые между собой юбки.

Секрет состоит в том, что когда видна одна кукла, например, Девка, то Баба скрыта под её юбкой, а если куклу перевернуть, то появится Баба, а Девка спрячется. Поэтому сразу две куклы увидеть не получится.

«Зайчик на пальчик»

2

Такого зайчика-на-пальчик много веков делали русские мамушки и нянюшки своим малышам. Как и все тряпичные куклы-закрутки был он не просто игрушкой, а оберегом. Поэтому делали его из старой одежды мамы или папы. Ребенку одевали игрушку на пальчик – и зайка всегда с ним. Не убежит, не потеряется, всегда готов развлечь и выслушать самое важное и сокровенное – не зря же такие ушки длинные. Кстати, в психотерапевтических целях его и сегодня можно использовать.

Как и у всех русских национальных тряпичных кукол, у зайки нет «лица». Считалось, что делать куколке лицо нельзя, опасно. Но и в наш век, далекий от суеверий, можно точно сказать, что современным детям такие «безликие» куклы будут полезны. Ведь ребенку ничто не мешает «заставить» зайку смеяться или плакать и сделать это он может лишь силой своего воображения.

Целительские куклы

«Её волосы – символ неба, её сарафан – символ земли, её правая рука символизирует воду, а левая – огонь…». На целительские куклы переводили дух болезни с больного человека. Затем куклу сжигали или выбрасывали в определенных местах, отправляя злой дух в тот мир, откуда он пришел. Куклами лечили как взрослых, так и детей. Кроме того, изготовление куклы уже само по себе является исцеляющим обрядом, который помогает мастерице собрать свою целостность. Мотая куклу, она как бы мотает свою судьбу или судьбу того человека, для которого предназначается кукла.

«Кубышка – травница»

3

Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Подвешивали её там, где воздух застаивался, а также над колыбелью ребёнка. Внутри куколки - душистая трава. Куколку мяли в руках - шевелили, и по избе разносился травяной дух, который отгонял духов болезни. Через два года траву в куколке меняют– наполняют свежей душистой травой. Именно так поступали наши предки.

Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.

Кубышку-Травницу можно наполнять одной травой или смесью разных, вот несколько примеров:

Составы Кубышки-Травницы для хорошего сна и укрепления нервной системы: - опилки, кора, иглы сосны, зерно гречихи;

- трава пустырника, листья мелиссы, соцветия ромашки аптечной.

Составы Кубышки-Травницы для профилактики болезней:

- зверобой обыкновенный, соцветия ромашки аптечной, трава бессмертника песчаного;

- травы шалфея, тысячелистника и полыни;

- сосновые почки или иглы, веточки туи, несколько зерен абрикосовых косточек, семянки из чеснока;

- соцветия ромашки аптечной, трава череды трехраздельной.

Во время эпидемий вирусных заболеваний лучше всего сделать куклу Травницу-Кубышку в основе которой будут заложены сосновые почки или семянки чеснока. При воспалении верхних дыхательный путей и гриппе — куклу набить чабрецом.

Действие Кубышки-Травницы, набитой одной травой:

- МЯТА – улучшает умственную деятельность. Согласно легенде свое название мята получила в честь римской богини Менты, которая олицетворяет память, разум и здравый смысл. Венки из мяты предписывалось носить студентам во время экзаменов, а также тем, кто хочет постичь трудную науку – философию. МЯТА содержит большое количество фитонцидов – веществ обладающих противовоспалительным и антимикробным действием.

- ЛАВАНДА – помимо приятного аромата лаванда обладает достаточно высокими антимикробными свойствами. Лаванда очень эффективное средство, снимающее сильную головную боль, высокое давление, внутричерепное давление.

- МЕЛИССА – обладает легким снотворным свойством. Мелисса проявляет антиаритмическую активность и может успешно применяться при различных видах нарушений сердечного ритма, а также при нервной дрожи, которая наблюдается в ночной период. Мелисса замедляет дыхание, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление

- ЗВЕРОБОЙ – великолепное средство, от бессонницы, неврастении.

- ЧАБРЕЦ – считается очень сильным антисептическим средством.

- ДУШИЦА – действует как успокоительное средство. Имеет свойство подавлять микробную флору при ангине.

Кукла «На здоровье»

4

Древняя славянская кукла изготавливалась из грубых льняных ниток или льняной кудели. Ее использовали для излечения больных. Куклу клали в постель к заболевшему человеку (можно под подушку) и кукла впитывала в себя плохие энергии болезни. После выздоровления человека куколку благодарили за ее работу и сжигали.

Целительная кукла "Здоровье" делается только из льняных ниток, так как считается, что лён своими природными свойствами очень экологичен и, забирая болезнь на себя, помогает человеку поправиться. Эта кукла ничем не украшается и не терпит суеты, а напротив, делать её надо, стараясь максимально пребывать в состоянии благости, сконцентрировавшись помыслами о больном человеке, для которого это делается. Можно зажечь свечу и читать молитвы или заговоры. Захворавшему ребёнку кукла кладётся в кроватку, он может с ней играться, а как только хворь уйдёт, кукла сжигается. Заплетая косу у куклы надо приговаривать: "На здоровье, на здоровье". По окончании изготовления и при передаче больному повторять: "На здоровье". Есть варианты, когда коса делается длинней раза в два.

Главное, что коса должна быть не обрезана, а сходить на нет, заканчиваться "мышиным хвостиком".

От макушки до пят - такая, чтобы ложилась в ладошку. А коса в два раза длиннее туловища.

Обережные куклы

Это особые куклы-помощницы, задача которых оберегать мир людей от тех злых духов, что могут в него проникнуть и навредить, а также помогать в исполнении праведных желаний. Обережные куклы делаются для дома, семьи, для гармонизации отношений, для детей, достатка, хорошего урожая, успешной дороги и пр. Куклы делались и для того, чтобы пошел дождь или же чтобы прекратился. Женщина, которая не могла забеременеть, делала куклу и играла с ней. В этом случае изготовление куклы является магическим способом вызвать появление на свет ребенка, элементом симпатической магии (подобное вызывает подобное). Сюда относятся куклы Желанница, Зольная кукла, Берегиня рода.

Столбушка

5

Славянский оберег Столбушка. Это кукла, которая изготавливается вручную и именуется, как Берегиня Дома. Такая кукла обладает способностью беречь дом, хозяйство, призывать добрых и светлых духов для того что бы защищать жилище хозяина от тёмных сил, различных наветов, дурного глаза и др.

В основе изготовления такой куклы лежит «закрутка» из бересты. Размер куклы около 12 – 30 см. Такой способ изготовления позволяет кукле устойчиво стоять на поверхности. Кукла изготавливается из старых, ненужных платьев, тряпок, платков, рубашек и т.д., которые уже не надевают, но и не выкидывают. Зачастую такой вещью может быть какая-либо одежда, которая уже поистёрлась, порвалась, но имеет большое для вас значение. Что бы не выкидывать памятную вещь, можно сделать из неё обережную куклу, что бы она и дальше вам служила в новом образе. Из старых тряпок кукла изготавливается лишь в том случае, если вы делаете Берегиню для своего дома или для очень близких родственников. Если же оберег вяжется в подарок, тогда целесообразней делать её из новых тряпок.

Столбушкой эту куклу называют потому, что выглядит она как столбик. Однако, славяне приписывают ей огромную силу. Кроме того, что она отводит тёмные чары и дурной глаз, она может помочь во время родов. Столбушка использовалась в различных обрядах (на свадьбе или перед ней), для гадания и т.п.

Куклы-Берегини в нашем прошлом были в каждом доме. Иногда их насчитывалось до нескольких десятков. Берегини-Столбушки передавались по наследству и считались своего рода охранителями дома.

Берегиня

6

Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству. Самые лучшие экземпляры складывались в сундук и становились частью приданого девушки. Отдавая дочь замуж, мать обязательно дарила ей берегиню, сделанную своими руками, таким образом благословляя ее на брак. Такие же обереги получали сыновья, которые отправлялись в армию или в дальнюю дорогу. Тряпичные куклы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

Вы можете попробовать сделать берегиню своими руками так, как это когда-то делали наши предки. Она изготавливается без использования острых инструментов, таких как ножницы и игла, поэтому часть работы можно доверить даже ребенку. Малышу будет интересно играть с куклой, которую он сделал сам. При изготовлении берегини используются разноцветные лоскуты от старой одежды, наволочек или простыней. Наши предки считали, что кукла, сделанная из старой ткани, имеет большие защитные свойства и лучше оберегает своего владельца. Возможно, это также связано с тем, что ткань в то время была достаточно дорогой, и использовать ее для изготовления игрушки было непрактично. Вы тоже можете пустить в ход обрезки от своих старых платьев и рубашек. Для скрепления лоскутов ткани между собой всегда использовались только красные нитки. Издревле на Руси красный цвет считался обережным. Нити наматываются по часовой стрелке, обязательно делается нечетное количество оборотов. Предпочтительно не резать, а отрывать лоскутки ткани. Игла также не используется. Традиционная берегиня безлика. Наши предки делали так не случайно: считалось, что никакой злой дух не сможет вселиться в куклу без лица и причинить вред хозяину оберега. Однако даже при отсутствии основных черт лица, таких как глаза, нос, рот, каждая тряпичная берегиня имела свой характер. Она была безлика и многолика одновременно. Во время работы нужно думать о человеке, которому предназначается берегиня, желать ему здоровья и благополучия. Такая кукла будет обладать мощной положительной энергетикой.

Кукла День – Ночь

7

Это оберег, берегущий дом и его обитателей, она олицетворяет собой сутки и управляет сменой дня и ночи, порядком в мире.

Оберег выглядит как 2 куклы или 2 стороны одной куклы.

Одна - отвечает за день (светлая), вторая (тёмная, синяя) - олицетворение ночи.

Ежедневно тот, кто раньше всех просыпался - выставлял вперед светлую и просил её об удачном дне. Так веселая, трудолюбивая и заботливая кукла День следила, чтобы в будни люди работали, трудились, в праздники веселились, чтобы днем светило солнышко.

Перед тем, как отправиться спать самым последним, человек менял куколку на темную, и желал доброй ночи всем домочадцам, чтобы все проснулись живыми, здоровыми и полными сил. Так мудрая, задумчивая и таинственная куколка Ночь следила, чтобы все легли спать, чтобы все отдохнули и набрались сил, она давала сон и оберегала его.

Кукла оберегала всех домочадцев – охраняла их душевный настрой.

Кукла - бессоница

8

Кукла Бессонница служила оберегом, защищающим малыша от темных сил, сглаза. Эта простейшая по исполнению узелковая кукла делалась из двух квадратных лоскутов ткани или же двух платков, игла и ножницы при этом не использовались.

У русского народа узел был защитой от колдовства, отголосок этого поверья сохранился и поныне. «Завязать на память узел» - означает не забыть о чем-либо, сохранить в голове. Голову куклы иногда набивали мятой или любой другой успокаивающей травой. Когда клали куклу Бессонницу рядом с ребенком в колыбель, говорили: «Сонница-бессонница играй куколкой, а не дитяткой». Также давали куклу ребенку, чтобы он перестал беспокоиться. Ведь если ребенок возьмет куклу и, прижав к себе, вдохнет аромат успокаивающих трав, то на него это подействует благотворно. И вот дитя уже перестало плакать и умиротворенно и спокойно заснуло.

"Неразлучники"

9

Кукла Неразлучники - символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.

"Крупеничка"

10

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Зерновушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье.

Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Крупеничка - главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым, и в семье будет достаток.

Значения круп в Зерновушке:

Гречиха - сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

Рис - самое дорогое зерно, на праздник

Перловка - на сытость

Овес - на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Параскева Пятница

11

Параскева – оберег, которая является покровительницей женских ремесел и рукоделий. 10 ноября отмечается день Параскевы Пятницы. В этот день девки хвастались своими рукодельями. Так же в России было принято изготовлять куклу Параскеву. Ее одевали в народный костюм, а руки украшали ленточками, кружевами, привязывали небольшие орудия труда – игольницы, ножнички, пяльца. Кукла Параскева так же может являться своего рода игольницей и хранительницей предметов рукоделия. Она является помощницей в домашних хлопотах и обязательно должна быть у каждой хозяйки.

Кукла Мамка

12

Кукла-оберег Мамушка испокон веков считается семейным оберегом, нянечкой для новорожденных. Символ любви матери-прародительницы Рода к последующим поколениям. Служила своеобразным пожеланием плодовитости. Статная с полной грудью, такая мамка выкормит крепкого и здорового ребенка.

Являясь семейным оберегом, приносит в семью счастье и увеличивает количество детей в семье. Кукла Мамушка - это символ замужней женщины в руках держит ребенка, чаще всего двух - по одному в каждой руке. Детки представляют собой кукол пеленашек, цвета которых указывают на разнополость.

Кукла «Счастье»

13

Кукла Счастье – маааленькая куколка с бооольшоой косой. Наши предки считали, что в волосах хранится наша сила. Поэтому такая кукла является мощным оберегом, охраняющим женщину от напастей и приносящим ей счастье. Кукла Счастье предназначается только для женщин, мужчинам ее не дарили. При изготовлении куклы волосам уделяли особое внимание, и коса при этом получалась немного больше самой фигурки.

«Десятиручка»

14

 

История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.

Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.

Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани.

«Кувадка»

15

Народная славянская тряпичная кукла — кувадка – первая кукла, встречавшая только что родившегося младенца на пороге этого мира. Служила она для того, чтобы обмануть злые вредоносные силы, отвлечь их от роженицы и только появившегося на свет дитятки. А «играть» с этими куколками — кувадками, отвлекать на себя внимание нечистых духов должен был отец ребенка. А уже после рождения кувадки (конечно, вновь сделанные) становились первыми игрушками малыша. Их подвешивали над люлькой ребенка, как сейчас подвешивают разные модули и гирлянды из погремушек. Считалось, что число таких тряпичных кукол должно быть обязательно нечетным. Иначе куклы могут стать не только бесполезными, но даже и вредоносными. 

Когда ребенок подрастал, то из оберега кувадка превращалась в игрушку. Ведь делать такую куклу очень просто. И она могла стать основой и для мужского и для женского образа. Сделают девочки из старых лоскутков да ниток «маму», «папу» и «деток» и играют в вечные девчачьи игры — «в гости», «в свадьбу», «в дочки-матери». Тряпичные куклы будят воображение ребенка, его «игровой инстинкт», которые позволяют детям одушевлять любую тряпочку и щепочку, делать их живыми и настоящими. А именно так и рождается настоящая творческая личность. 

Эта тряпичная кукла — кувадка может стать не только игрушкой, но и замечательным подарком-сувениром, сделанным своими руками. Справиться с такой работой самостоятельно сможет ребенок с 6 лет, а с вашей активной помощью и более младшие дети. В разных частях России таких куколок делали немного по-разному. Мы приводим три варианта изготовления тряпичной куклы — кувадки.

Обрядовые куклы

Во многих обрядовых действиях славян используются куклы. Так, во время празднования календарных праздников куклы сжигаются, закапываются в землю, топятся в воде как символ, как бы отправляются в другой мир.

Кукла Мировое Дерево (Мировое Древо, Роща)



16

Это парная тряпичная кукла, содержащая в себе три образа – женский, мужской и образ семьи, как неотъемлемого структурного элемента рода. С парными куклами мы уже встречались – кукла Неразлучники, кукла Кузьма и Демьян, кукла День и Ночь, кукла Девка-Баба, кукла Мартиничка, у каждой из них есть свои особенности и свое назначение.

Эта кукла символизирует создание новой семьи, как будто на мировом дереве выросли новые ветви, на которых скоро расцветут цветы, потом появятся плоды и новые семена. Всего это суть – продолжение жизни. Раньше всегда семейные союзы сопровождались веселыми и многолюдными праздниками – свадьбами, на которых исполнялось поочередно несколько десятков свадебных обрядов, направленных на семейное счастье молодоженов, крепость их союза, счастье и здоровье.

Как обычно, важными элементами большинства свадебных обрядов древних славян были тряпичные куклы. С некоторыми мы уже знакомы, например, кукла Неразлучники, кукла Славутница. Кукла Мировое Дерево выходила на сцену уже в самом разгаре свадьбы, когда на стол выносили большой свадебный пирог, в центр которого и устанавливали эту куклу. Угостившись куском пирога, гости как бы становились свидетелями образования нового семейного союза, серединку же с куклой отдавали жениху и невесте. Пирог съедали, а кукла Мировое Дерево хранилась в семье вместе с другими куклами на всем протяжении ее (семьи) существования.

Само название куклы «Мировое Дерево» свидетельствует о символическом представлении одного огромного дерева связующим звеном трех миров – Яви, Нави и Сварги, то есть подземного мира духов, мира живых людей и мира светлых богов. Наши предки ясно понимали, что все вокруг взаимосвязано, без дня нет ночи, без добра нет зла, и так далее. Место же отдельного человека в этой конструкции – это веточка на стволе дерева, две веточки рядом могут создать свою семью и продолжить рост и могущество мирового дерева. Именно такой смысл – создание нового счастливого семейного союза и обозначает присутствие куклы Мировое Дерево на свадебном застолье.

Несмотря на то, что участие в свадебном ритуале предполагает обрядовое назначение куклы, вся ее последующая жизнь состоит в охране семейного счастья и здоровья до тех пор, пока эта семья существует. Поэтому будет справедливо отнести куклу Мировое Дерево к славянским оберегам, что мы и сделали.

"Купавка"

17

К празднику Аграфены Купальницы и Ивана Купалы создавалась обрядовая кукла Купавка.

Бытовала кукла Купавка в губерниях средней полосы России. Это обрядовая кукла одного дня. В ночь с 6-го на 7-ое июля её спускали на воду. Тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни, невзгоды, печали и страдания. Такое значение придавалось очистительной силе воды.

«Стригушка»

18

Обрядовые куклы Стригушки делались в честь богатого урожая. Они изготавливались из лыка, соломы, травы, льна. Их одевали или украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями.

Стригушки могли быть и игровыми куклами, их же ставили между окон.

Куклу можно поставить на стол, а чтобы она была устойчива, снизу ее платье подстригите. За то, что соломенные юбки у таких куколок подравнивали, подстригали, и прозвали их стригушками. Можно заставить стригушку сплясать, поставив ее на стол или табурет и постучав по столу рукой. Легкая соломенная кукла начнет подпрыгивать: и впрямь будто танцует!

Еще немного о куклах...

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Кукол любят все: взрослые и дети. Для детей они - забава, а взрослые с радостью смотрят на красивые игрушки, которые доставляют им радость и возвращают в детство.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии. Куклы, обнаруженные в Древнем Египте, относятся к бронзовому веку. Это уже именно игрушки, хотя и очень условные, преимущественно плоские, лишенные ног и скругленные в нижней части туловища.

Первые куклы, каких мы знаем, связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения первобытного общества. Это обряды культа сотворения мира и культа умерших предков, надежды на урожай

Куклы, найденные в Греции, уже имели уже подвижные суставы, иногда настоящие волосы, тщательно выточенные конечности.

Сложно сказать, каким было первое предназначение куклы. Если не останавливаться сейчас на сугубо ритуальной функции кукол (в этом качестве их использовали в Древнем Египте, Греции и Риме), то нужно выделить два аспекта - сакральную и игровую роли, которые на первых порах были почти неотделимы друг от друга.

А потом кукол совсем запретили. По средневековым церковным представлениям кукла была идолом, поэтому ее производство было запрещено (хотя сохранились свидетельства об английских деревянных куклах XIV в., созданных на заказ). Да и играть детям было особенно некогда - большинство из них были попросту лишены детства, поскольку уже с 5-6 лет работали наряду со взрослыми.

Судя по образцам европейской кукольной продукции XV–XVI вв., хранящимся в различных европейских музеях, в основном изготовлялись раскрашенные деревянные куклы — достаточно условные и примитивные. И вплоть до XVIII в. даже дети из богатых семей играли деревянными и тряпичными болванчиками. Дорогих кукол делали на заказ и наряжали их в модные наряды.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор.

Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

В Лондонском музее сохранился прекрасный экземпляр кукол 17 века- леди Клэпхем и лорд Клэпхем. Куклы имею завидный гардероб повседневной и праздничной одежды.

Демонстрация кукол осуществлялась путем совершения путешествий по всем европейским странам. Этим путешествиям придавалось такое значение, что были случаи прекращения сражений для того чтобы пропустить Пандор. Буквально все королевские дома Европы были обладателями таких модных кукол. Позже, в 60 годы XIX века пандоры переродились в манекен.   До середины XIX столетия куклы представляли собой разряженных дам. После того как появились модные журналы с картинками, интерес взрослых к куклам-модницам пропал, и куклы целиком и полностью перешли в мир детской игры.

Французы стали прославленными мастерами по части механических кукол, которые уже в XVII веке могли двигаться и издавать звуки, а в XVIII даже могли ходить, танцевать и произносить что-то осмысленное.

Прогресс не стоял на месте и в конце 19 века появляются шарнирные куклы. Эти куклы могли принимать уже разнообразные позы и к кукольным аксессуарам добавилась мебель.

А что же с российской куклой? Обратимся к ее истории.

Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, прино­сили им в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву бо­гине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместоживой женщины отдали куклу (березовое полено, наряженное в са­рафан и платок). И боги не отказались от этой игрушки! Так кукласпасла человека. Среди первых славянских кукол были: Коллодия, Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько, ставшие игрушками для богов. Чуть позже появились куклы-обере­ги, которые отвлекали на себя злые силы, оберегали людей. Дела­ли обереги из тряпок, глины, дерева, кости, соломы, ниток. Однакоу всех славянских кукол-оберегов не было лица. Считалось, что есликукла будет уж очень походить на человека, то в нее вселится злойдух. Позже кукла стала предметом игр детей, а к началу XIX векаокончательно превратилась в детскую игрушку.

Кукла — это отвлеченное изображение человека. В бедной де­ревенской семье ребенок, не имея куклы с фарфоровой головой, играл с дощечкой, но точно так же, как и настоящую куклу, за­вертывал ее, нянчил, одевал. Таким образом, на самой кукле ок­ружающая жизнь отражалась мало. Больше всего она влияла нато, как играл ребенок этой куклой, что заставлял ее делать, как «переживать».

На территории России куклы как игрушки существовали издав­на. В V-VI веках они мало чем отличались от фигурок культового значения. Внешний их облик и характер изображения — предель­ная обобщенность, слитность объема и контура, лаконизм, немно­гочисленность деталей, статическая схематичность — во многомбыли обусловлены религиозным содержанием. Позже фигурки приобрели более жизненный, светский характер и новые конс­труктивные качества, свойственные игрушке. В раскопках древ­него Киева (XI-XII века) среди остатков гончарного промысла,обломков посуды и игрушек археологи впервые обнаружили свое­образных богинь с младенцем или небольшим животным в левойруке. Это были примитивные глиняные куклы с гладкими высо­кими прическами, в опоясанных рубахах, расширяющихся кни­зу колоколом, с широкими отвисающими рукавами, заостренныхколпаках, шапках и т.д. Их головки, выполненные от руки, былиснабжены стерженьком для прикрепления к туловищу, а нижниеконические части изготовлены на гончарном круге. В других горо­дах Приднепровья, а позднее в Московии гончары изготавливалинемало подобных фигурок, сохранивших сходство с ритуальнымиизображениями великой богини — кормилицы-земли, восходящи­ми к языческому культу восточных славян и их соседей.

В княжескую эпоху положение женщины в крестьянских фео­дальных семьях, ее обязанности и домашние занятия обусловилиприверженность девочек к играм в хозяйство. Главной их игруш­кой была кукла-хозяйка из дерева, глины, теста или тряпья. Оче­видно, тогда же повсеместно появились различные торсы с при­ставными руками и ногами, рассчитанные на одевание.

В XVII веке игрушечное дело достигло наибольших высот. Оно еще не знало иностранной конкуренции. Куклы изображали лю­дей в простейших жизненных сценах. Здесь были глиняные ско­морохи, горожане, кузнецы, пряхи, тряпичные куклы с приданым, постелями, зеркалами и прочей утварью. Для царских, боярских, дворянских детей мастера оружейного приказа и городские ремес­ленники изготавливали потешные фигурки из серебра, ценныхпород дерева и кукол из дорогих тканей. Несмотря на кажущуюсяпримитивность, куклы отличались жизненностью, в них привле­кала близость к окружающей действительности. Культурное раз­деление классов было тогда не особенно сильным. Даже царский двор при Алексее Михайловиче и Екатерине I закупал игрушкина Московском торгу. Но уже в следующее десятилетие куклы на Руси стали называться «немками», и не только привозные, но исделанные местными мастерами. Это было связано с появлением иноземных игр и игрушек, которые проникли вместе с иностран­ными книгами и гравюрами, вызывающими всевозможное заим­ствование и подражание.

В царствование Петра I вводятся роскошные куклы, наряды ко­торых изображали европейскую моду. После Петровских реформусилилось разделение России на аристократическую и простона­родную. Самобытная народная игрушка вытеснялась привозной. Пробудить интерес девочек не только к материнству и роли хо­зяйки дома, но и этикету светской жизни — воспитательный иде­ал того времени. Дешевые простонародные игрушки не отвечализапросам господствующего класса. Дворянство требовало европе­изированные игрушки, и ремесленники были вынуждены при­спосабливаться к новым вкусам. Куклы с восковыми головкамиконца XVIII века русской работы, изображающие дам в пышныхкринолинах, не уступали французским в изысканных туалетах,но не имели ничего общего с народной игрушкой России. Толькорукодельные девушки в городах да крепостные мастерицы про­должали делать тряпичных кукол с вышитыми лицами, наряжаяих в яркие сарафаны, рубахи и душегреи, украшенные кружева­ми и бусами, отдавая своеобразную дань бережно хранимым тра­дициям.

В XIX веке ввоз иностранной игрушки увеличивается. Педаго­гические позиции еще резче их разграничили. Военные игруш­ки — мальчикам, куклы — девочкам. Дорогие нарядные куклы,изображающие роскошно одетых дам, ввозились из Франции и Германии. Типажи кукол, их костюмы, прически, украшения гар­монировали с обстановкой дворянской жизни.

В конце XVIII века появились условия для развития керами­ческой игрушки — открылись фарфоровые заводы. Фабричныекуклы, фигурки из фаянса получили поистине массовое изготов­ление и распространение. Они производились в невиданном длятого времени масштабе — десятками тысяч. Наивная выразитель­ность, простота форм и лаконичная условная роспись сближали ихс народными лепными глиняными игрушками. Демократическийхарактер сохраняли и более поздние фарфоровые игрушки.

К концу XIX века фарфоровые игрушки, как и другие, заимство­вали иностранные формы и сюжеты. Игрушки и статуэтки этоговремени воспроизводят нарядных дам, королев в европейских кос­тюмах, пастушков, пастушек, амуров. Городская культура и новыезапросы разных сословий влияли на производство ремесленныхигрушек.

С ростом городов, населения все шире распространяласьдешевая кустарная игрушка. Основным местом ее производствастал Сергиев Посад. Наряду с дешевыми деревянными кукламии куклами из папье-маше, изображавшими помещиков военных, дам, кормилиц, изящных кавалеров и кланяющихся барышень,были куклы, изображающие иной быт, иных людей. Это куклытрактирщики, курильщики, неваляшки - типы нового патриар­хального мещанского быта.

Постепенно видоизменялись, выкристаллизовывались основныеобразы кукол, ставшие своеобразным художественным каноном. Особенного совершенства достигли Сергиевские мастера. Строй­ные высокие фигуры кукол с тонкой талией и маленькой головкойв модном головном уборе получили название «талии». Народныекуклы всегда отображали образ взрослой женщины. И эти куклы судлиненными пропорциями, тряпичными туловищами, руками иногами набитыми соломой, в одежде из яркого ситца, с округлымилицами, пухлыми щеками олицетворяли красоту, здоровье, жиз­ненное благоденствие.

Маленькие хрупкие куколки, метко названные «скелетками», вытачивались из дерева, ножки были из обструганных палочек,обклеенных белой бумагой, к круглой головке приклеивалось мас­тичное личико. Формы более поздних игрушек — «дитяшек» с пис­ком, «моргалок» с закрывающимися глазами — снимали или со старых болвашек или с фарфоровых заграничных головок. Народ­ная кукла утрачивала свою индивидуальность и наивную непос­редственность.

Условный белый грунт лица заменился розовым, вместо орна­ментальной росписи волос вводились парики, головы увеличива­лись, туловище укорачивалось, кукла лишалась своих классичес­ких пропорций.

Куклы подразделились на 3 сорта. У самых дешевых одежда неснималась, делалась на клею. Куклы более высокого сорта были сфарфоровой либо с мастичной головкой. Самые искусные масте­рицы изготавливали высшие сорта кукол «бебе» с одеждой тонкойработы из батиста с кружевами. По типажу большинство кукол со­храняли прежний облик взрослых нарядно одетых дам. Правда,уже намечались попытки одевать тех же кукол в детские наряды.В 80-х годах XIX века, когда в русском обществе усилился интереск национальной самобытной культуре, кустари наряжали своихкукол в губернские костюмы. Куклы эти стоили дорого, беднякине могли их покупать, но среди разночинства и купечества они пользовались успехом.

Педагоги прошлого подразделяли игры девочек с куклой на трикатегории: игры матерей, принцесс и кухарок.

В 90-е годы XIX века в период развития капитализма в Россиипоявляются первые фабрики игрушек, принадлежащие в основ­ном немцам. В результате рынок заполонили иностранные иг­рушки. Повсюду распространились разнообразные куклы «бебе» с французскими и немецкими головками. Засилье иностранныхкукол вело к вырождению национальных художественных тради­ций, так как кустари стремились к подражанию.

С начала XX века игрушке придают воспитательное значение. Организованные губернскими земствами кустарные мастерские ишколы пытались поднять производство игрушек. Но меньше всегоих деятельность отразилась в кукле.

После революции 1917 года куклы в локонах и нарядных пла­тьях были объявлены «отрыжкой буржуазного времени». В Догово­ре на изготовление игрушек к куклам предъявляли немыслимыетребования, например: «Кукла должна изображать мальчика-пио­нера с выражением сознательного отношения к делу социали­стического строительства, в то же время это должна быть кукла».В первые десятилетия XX века некоторые педагоги признаваликуклу вредной игрушкой. Кукла, по их мнению, подчеркивает и культивирует разницу в воспитании мальчиков и девочек, огра­ничивает интересы девочек узким кругом вопросов семьи и мате­ринства, воспитывает чувство собственности, любовь к «тряпкам», нарядам, украшениям, закрепляет отрицательные навыки ме­щанского быта. Играя в куклы, дети, считали педагоги, копируют отрицательные черты быта (пьянство, битье детей, брань, сплетнии так далее). Кукла, объявленная вредной игрушкой, была отобра­на у детей и изгнана из детских садов. Тогда дети стали заверты­вать в тряпки чурбаки и обращать их в куклы, тайком от педагогаприносили их в детский сад из дома.

Но были и сторонники куклы. Они отмечали, что кукла долж­на быть самая простая, дешевая, но красивая — такая, которуютрудно испортить, изуродовать, которую ребенок мог бы купать, умывать, одевать, раздевать, обучаясь тем самым завязывать те­семки, застегивать пуговицы. Вскоре появились фабричные кук­лы. Особенно плодотворным в этом отношении в советское времябыл послевоенный период.

В 60-80-е годы у советских кукол была универсальная внеш­ность, детали, акцентирующие телесность, отсутствовали, простотаконструкции стимулировала активность и воображение ребенка, что давало возможность вкладывать в куклу разные характеры. В то же время определенно детский облик игрушки позволял ре­бенку видеть в ней свое отражение и разыгрывать соответствую­щие сюжеты из его детской и семейной жизни.

Современные куклы.

Кукла Барби — символ XX века, самая продаваемая и самаяинтернациональная. Кукла Барби появилась в 60-х годахпрошлого века и сильно отличалась от всех ранее выпускав­шихся кукол. Во-первых, удачно была найдена величина куклы(она не очень большая и не пупсик, детям удобно играть с ней); во-вторых, Барби была задумана как образец женской красоты(у нее красивое лицо, волосы, тело); в-третьих, у нее могут сги­баться руки и ноги, чего нет у большинства других кукол; в-чет­вертых, ее важным отличием от остальных кукол является нали­чие груди, т.е. половых признаков взрослой девушки. Красивыекуклы были и раньше (например, фарфоровые), однако обычно они стоили дорого и были недоступны для большинства детей. Барби стала «массовой» куклой, с которой можно играть так, какхочется, не боясь ее испортить. Она привлекательна еще потому,что в магазинах для Барби можно купить много разной и краси­вой одежды и менять ее по желанию ребенка. Во многих странахвыпускается журнал «Играем с Барби», который выполняет обу­чающие и воспитательные задачи. Так, дети из него могут узнатьо хороших манерах, о том, как подобрать ткани для платьев ивстретить гостей и т.д.

Для полноценного развития ребенка кукла и кукольные доми­ки должны быть изготовлены из новых материалов и техничес­ких элементов, иметь современный дизайн, нести все сведенияо научно-техническом и культурном прогрессе, иначе у ребенкавынужденно формируется неадекватная картина мира. В связи сэтим идеально разработанным (с точки зрения адаптивно-потре­бительского общества) выглядит комплекс кукольной жизни Бар­би. Однако следует отметить его недостатки, так как комплекс из­начально исключил ориентировку на эволюционно-прогрессивноеинтеллектуальное развитие ребенка (как творческое, так и анали­тическое).

Некоторые психологи положительно относятся к этой кукле исчитают, что Барби способствует освоению такой важной частиженской роли, как роль «красавицы». Барби позволяет девочкеосуществить свою мечту стать не только матерью, но и принцес­сой и встретить своего принца. Другие специалисты считают, что,обладая куклой Барби, девочка воображает себя не мамой, ука­чивающей дитя, а горничной, ухаживающей за своей госпожой,убирающей ее дом и приводящей к ней бойфренда. В связи с этимархетип материнства незаметно подменяется архетипом блуда.

Обвинения предъявляются кукле Барби по нескольким пунк­там.

Во-первых, у нее чрезмерно большое количество вещей (слиш­ком обеспеченная, богатая).

Во-вторых, ее внешний облик миловидной девушки с соблазни­тельными пропорциями наводит на мысль о «бездушности». Вооб­ще кукла Барби олицетворяет западный образ жизни.

Детские психологи, в частности Е.О. Смирнова, отмечают, чтоБарби для ролевой игры неудачна, она должна быть менее завер­шенной, более располагающей к заботе и уходу — кукла-ребенок, чтобы ее можно было кормить, укладывать спать, гулять с ней. Кукла Барби не годится для этого, она самодостаточна. Ее можнотолько одевать-раздевать, пользоваться игрушечной мебелью, ко­торая к ней прилагается. А к ней многое прилагается — вплоть домужчины.

Положительных характеристик у Барби много. Она открыто и приветливо улыбается каждому. Она может быть принцессой,официанткой, играть в теннис, и в любом амплуа она остается са­мой собой, доброй, отзывчивой, трудолюбивой, жизнерадостной.Всякое дело она будет выполнять спокойно, с улыбкой и достоин­ством. Переход в официантки не отменяет тех качеств, которымиобладала принцесса. А ведь именно это и отличает героинь клас­сических волшебных сказок.

В отличие от взрослых у Барби всегда есть время и силы на то,чтобы все делать благожелательно, она не нагрубит, не ударит, неоскорбит. Лицо Барби выражает то внутреннее состояние, котороехотят видеть наши дети, — спокойную улыбку, уравновешенность,уверенность, ласку, мягкость.

Барби — кукла-подруга, светская девушка. Она позволяет ребенку моделировать взрослый тип социальных отношений. Игра б принцессу требует большей фантазии, чем в бытовую жизнь. Что­бы играть в дом и семью, нужно просто иметь такой опыт. Чтобыиграть в принцессу, нужно уметь представить целый мир, в кото­ром она живет с другими персонажами.

Барби (по мнению специалистов фирмы «Маттел») — хороший пример для детей: ведет здоровый образ жизни, легка на подъем, общительна, доброжелательна, заботлива, бодра.

Барби учит всех простым, но очень важным вещам: что семьяесть главная ценность, что каждый должен найти свою индиви­дуальность, что любой образ, стиль жизни имеют право на сущес­твование, что можно стать тем, кем хочешь, и добиться успеха, чтоможно гармонично соединить работу и любовь, что разрушениеесть часть жизни, а война есть зло.

С лета 2001 года начался выпуск куклы Bratz. Bratz — это забав­ные куколки с большими головами и огромными глазами. Слово«brats» — производное от английского слова, обозначающее «изба­лованные дети». Принято считать, что Bratz — некий «ответ» Бар­би, новый «молодежный» этап в кукольном мире. Bratz — это мод­ные, стильные подростки, которые популярны во многих странах. Их целевая аудитория — девочки 8-13 лет. У кукол-девушек яркиймакияж и «вызывающе сексуальный» наряд. При этом любая куклаэтого бренда, даже та, которая изображает ребенка-дошкольника,несет образ «модного» подростка. Аксессуары для игры воспроиз­водят массовую подростковую субкультуру — присущие ей вкусы,интересы и ценностные ориентации. Эта кукла неудобна для игры:по размеру она мала для сюжетно-ролевой игры и слишком вели­ка для режиссерской. Данный вид куклы является порождениеммассовой культуры, которая рассматривает человека через его вне­шние потребительские качества и совершенно не интересуется еговнутренним миром. Этот образ лишен глубины. Главная ценность,которую передает эта кукла, — быть модной и демонстрироватьвсем свою красоту. Гламурный образ принцессы пронизывает вседетство современных девочек и задает идеал для идентификации. Следование моде и демонстративность предъявляются как идеал женственности. Все другие женские качества (доброта, нежность, хозяйственность) уходят из игры современных детей.

Современные куклы для мальчиков все дальше отходят от об­раза человека и все больше приобретают черты животных илитехнических устройств. Человек легко трансформируется в нечтонечеловеческое. Человек-паук, человек-робот и прочие чудища всебольше вытесняют обычных людей с человеческим выражением лица. Их привлекательность для детей состоит в том, что они об­ладают нечеловеческой ловкостью, жестокостью, при этом у нихсовершенно отсутствуют какие-либо человеческие чувства. Такиемонстры становятся образцом для подражания, воплощением меч­ты, а агрессивность, физическая сила и жестокость — синонимоммужественности. Прочие мужские качества (способность к созида­нию, ответственность задругих, мастерство в профессии) не име­ют никакой ценности и не являются жизненными ориентирамидля современного ребенка. Подобные куклы навязывают свой кон­кретный образ и способ действий, не предполагают какого-либовнутреннего мира, и поэтому не могут принять на себя и помочьвыразить внутренний опыт ребенка.

Последним словом в кукольной индустрии стало использованиеискусственного интеллекта. Интерактивный пупс MyRealBaby(«Мой настоящий малыш») реагирует на действия ребенка, на то, как с ним обращаются, издает звуки. Пупс MyDreamBaby («Моя мечта») может даже постепенно прибавлять в росте.

Сегодня рынок кукол очень богат. Он представлен и отечествен­ными и зарубежными образцами. Современные производителиобратились к стереотипным образам, продиктованным массовойкультурой. Однообразие персонажей и их внешнего облика ком­пенсируется изощренностью и технической сложностью игрушки.Такие игрушки ориентируют детей на индивидуальность и по­требление, а не на взаимосвязанность и творчество.

На протяжении своего развития кукла отражала все изменения, происходившие в обществе, являясь маленькой копией самого че­ловека, вернее — его представления о том, каким он сам долженбыть.

Адаптироваться в мире кукол детям так же трудно, как и в мире людей. Каких-то кукол ребенок отвергает сразу, к другим в концеконцов привыкает. Ребенок пытается изменить, насколько это воз­можно, неприятные фабричные куклы, тем самым приручая их,наделяя доброй душой и одаривая своей любовью.

 

Презентация "История кукол"

 

...