Музейная педагогика — это инновационная педагогическая технология, которая помогает формировать у детей гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.
Это направление относится к образовательно-воспитательной деятельности и находится на стыке музееведения, психологии и педагогики.
Музейная педагогика выполняет следующие функции:
- культурно просвещает;
- обучает знаниям;
- воспитывает личность;
- всесторонне развивает;
- организует события и объединяет людей;
- разрабатывает эффективные методологии;
- диагностирует состояние общества и культуры.
Музейная педагогика как научная дисциплина рассматривает музей не только с точки зрения места, где хранятся произведения искусства. А как образовательную систему, способную влиять на воспитание и развитие человека.
Музейная педагогика в России
В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.
После Октябрьской революции сложились благоприятные условия для эстетического воспитания народа. Решать эту задачу как раз и доверили представителям музейной педагогики. Правда, предмет исследования был довольно ограниченным — искусство, поддерживающее марксистско-ленинские идеалы.
Как самостоятельная научная дисциплина музейная педагогика сформировалась в СССР только в 80-90-х XX века. И в наши дни она активно развивается.
Современный расцвет музейной педагогики является результатом работы ЮНЕСКО. Именно это организация хотела привлечь детей и юношей в музей, а потому использовала достижения новой науки и инициировала дальнейшие исследования.
Цель музейной педагогики — построить грамотный диалог между взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям развивать исследовательские, познавательные и созидательные стремления.
В нашем дошкольном учреждении организован интерактивный историко - краеведческий музей "Храпушка", в котором дети знакомятся с историей и традициями родного края, получают разносторонние знания.
Такой метод помогает развивать чувство прекрасного и раскрывает творческий потенциал детей. Дети могут самостоятельно изучать экспонаты и манипулировать ими.
Воспитательно-образовательная программа по музейной педагогике "Удивительный мир музея" Смотреть
Сменные экспозиции
Досуговая деятельность
Реализация проектов
Социальное партнерство